• Верфь

Плавучие причалы, пристани и мосты из стали, бетона, пластика: Сравнительные характеристики


При выборе материала для заказа плавучего причала или пристани, необходимо четко определиться: для каких целей будет использоваться конкретный причал.


Пластиковые причалы для маломерных судов


Для маломерных судов, пожалуй, пластиковые причалы будут оптимальным решением. Небольшая высота надводного борта – это удобно, поскольку посадка-высадка пассажиров производится тоже с небольшой высоты. Очень высокая плавучесть и грузоподъёмность гарантирует безопасность и удобство пользователей. В интернете можно найти видео испытаний пластикового наплавного моста, который, практически не проседая, спокойно выдерживает проезд груженого КАМАЗа.


Пластиковые конструкции очень легки, а их базовые модули невелики по размерам, поэтому при ремонте элементарно заменяются.


Лёгкость конструкций из пластика имеет дополнительное преимущество в том, что такую конструкцию легко извлечь из воды для ремонта, освидетельствования или перебазирования на другое место.


Бетонные причалы – дешево, но не надежно и не удобно


У аналогичных бетонных конструкций есть лишь одно достоинство – низкая стоимость. Но, если учесть трудности доставки бетонных модулей, дополнительные расходы на кран, а также очень небольшую удельную грузоподъёмность Вашего плавучего объекта, то изначальное преимущество полностью нивелируется.


Вообще, следует учитывать то, что бетон в качестве материала для судостроения вынуждены были использовать в условиях острого дефицита стали. В металлургии есть понятие высоко- и низкоуглеродистых сталей. Если содержание углерода превышает 2,14 %, то это будет уже чугун. Чугун чрезвычайно устойчив к деформации, но это оборачивается другой стороной – хрупкостью, чугун разбивается, а низко- и среднеуглеродистые стали лишь деформируются. Бетон по своим свойствам чем-то похож на чугун. Вы можете себе представить, чтобы современным судостроителям пришла в голову идея делать корпуса из чугуна?


Иначе говоря, если взять молоток и со всей силы ударить по стали, то образуется вмятина, а у бетона – скол, или трещина, которые в дальнейшем приведут к разрушению всего модуля. Попадание бетонной конструкции на мель в 90% случаев приводит к разрушению. Для соединения модулей друг с другом обязательно используется привальный брус, чтобы избежать трения бетона о бетон, которое разрушительно.


Ухудшение плавучести бетонных понтонов пеной


К тому же внутри бетонной конструкции расположена металлическая арматура, которая подвержена коррозии, поскольку избежать полной гидроизоляции невозможно, бетонный борт – это медленно работающий фильтр. Именно поэтому строители бетонных понтонов запенивают внутренние полости, рассказывая при этом, что «это повышает плавучесть».


Пена внутри герметичного бетонного понтона только ухудшает плавучесть и уменьшает грузоподъёмность, поскольку увеличивает массу модуля, а заодно и его стоимость. Настоящая цель запенивания внутренней полости бетонного понтона - вытеснение влаги, неизбежно проникающей внутрь, для предотвращения затопления.


В процессе эксплуатации плавучего объекта, Вам необходимо будет минимум раз в пять лет предъявлять его инспекторам Российского Речного Регистра и, как следствие, осуществлять подъём на слип или в сухой док. Теперь представьте себе, во сколько обойдётся такая операция с огромной и тяжеловесной бетонной конструкцией. Более того, как показывает практика, бетонные понтоны, впитавшие влагу за несколько лет пребывания в воде, при попытке извлечь их краном часто разламываются. Справедливости ради, следует отметить, что Российский Речной Регистр допускает осмотр подводной части объектов без подъёма – водолазами, но по цене такой осмотр может оказаться дороже подъёма.


Стальные понтоны для надежных причалов и мостов


Учтя все перечисленные недостатки и проблемы, наша Компания разработала несколько решений для своих стальных модулей и конструкций, собираемых из них. Во-первых, мы определили такие массогабаритные характеристики базовых модулей, чтобы их можно было перевозить обычным грузовым автомобильным, либо железнодорожным транспортом. Во-вторых, толщина борта (от 4 до 10 мм) определяется заказчиком, в зависимости от требований к прочности конструкции, в частности, сопротивляемости битому льду.


В-третьих, грузоподъёмность варьируется высотой борта. Например, стандартный шестиметровый модуль при толщине борта 6 мм и высоте 1,4 метра имеет грузоподъёмность 10 тонн. Чем выше борт, тем больше грузоподъёмность; чем толще борт, тем грузоподъёмность меньше.


Любопытно, что высота надводного борта у стальных модулей и бетонных понтонов имеют обратно-пропорциональную зависимость. Например, при высоте борта 1,2 метра подводная часть бетонного понтона составит 0,8 метра (надводный борт, соответственно, - 0,3м), а у стального модуля 0,3 м – под водой и 0,8 м – надводный борт.


Остойчивость плавучего объекта определяется его формой, водоизмещением и распределением нагрузки. Но хотелось бы привести пример интересного решения, применяемого иногда для плавучих буровых платформ. Проблема морских платформ заключается в том, что буровая вышка должна стоять точно над местом бурения и иметь минимальные показания кренения при возможной высоте волны 3-5 метров.


Конструкторы придумали платформу, состоящую из двух частей: верхней, возвышающейся на более чем 5-ти метровой высоте над нижней, состоящей из модулей. Нижняя часть балластируется и таким образом притапливается ниже основания волны. Волна проходит между нижней и верхней частями буровой и не кренит конструкцию. Это лишь один пример полезного использования внутренних полостей стальных модулей. Стоит отметить, что вариант частичного подтопления с пластиковыми модулями тоже возможен, но с бетоном – никогда. Напротив, вариантов полезного использования внутреннего пространства стальных понтонов множество, например: размещение цистерн нефтесборщика.


Выводы


Подведём итог всего изложенного. Использование пластиковых понтонов в тихой и спокойной воде, скорее всего, более оптимально. Во всех остальных случаях, плавучие объекты из стальных понтонов не имеют конкурентов как по многообразию вариантов использования, так и по своим потребительским характеристикам.

Просмотров: 252

195009, Россия,  

Санкт-Петербург,

Лесной пр. 19-21ж  

 

РУССКАЯ СУДОВЕРФЬ

+7 (812) 244-71-07
office@rusverf.ru